Источник:

Что делать с неврозом идентичности?

16.07.2021

  Профессор ДВФУ Анатолий Михайлович Кузнецов проводит интересные семинары. В последний раз обсуждали проблему идентичности. Тема как нельзя более острая. По всему миру только и слышишь жалобы на отсутствие четкой идентичности: личной, этнической, национальной и проч. Откуда такой разрыв между желаниями и возможностями, когда речь заходит о самопознании? Все дело, думаю, в современном капитализме, который уже залез в нашу душу и торгует нашими мечтами, симпатиями, вкусами и прочими слепленными из пустоты, но такими нужными аксессуарами душевной жизни. В обмене ценность вещи сводится к ее стоимости, и это опустошает ее, делает ее как бы ложной. Получается, что капитализм позволяет каждому быть каким угодно, но только не самим собой. Человек оказывается пленником «негативной идентичности». Отсюда уже один шаг до невроза идентичности, в котором гибнут всякая искренность и чувство своей подлинности. А понятие идентичности годится здесь разве что для пропаганды. Противостоять этому царству наваждений невозможно, ибо, как заметил еще древний даос Чжуан-цзы, тот, кто говорит, что все – наваждение, создает еще одно.
  В пылу борьбы с американским гегемонизмом народы замыкаются в своих национальных квартирах и забывают, что принадлежат единому человечеству. Но еще Гераклит сказал, что у каждого спящего собственный мир и только пробудившиеся живут в одном общем мире. Мудрость Востока учит, с одной стороны, пользоваться пустотой вещей, а с другой стороны, бодрствовать, что значит: возвращаться к первозданному покою, когда мир еще не расколот на жизнь и сознание, субъект и объект, материю и дух, воображение и действительность. В этом покое мы (не я, а именно безвестное, но совершенно реальное мы) способны предвосхищать мир. Оставляя себя, мы предоставляем вещам быть такими, какими им суждено быть. Подлинность существования есть, в сущности, точная соответствие всем событиям в мире. Я живу в другом.
  Современная социология освоила идею «оставленного сообщества», некой прикровенной социальности, существующей в своем отсутствии (см. работы Бланшо, Нанси, Агамбена и др.). Прототип такого социума в Азии мы находим в школе как духовной семье (в восточных языках семья и школа обозначаются одним словом). Ведь школа – это образ сверхиндивидуальной личности, прорастающей сквозь время поколениями учеников. Остается понять и принять, что заданием будущего человечества будет не познание, а именно учение как таковое, в котором человек без остатка открывается миру и сознание сливается с жизнью. В этой жизни люди найдут свою правду, даже не имея какого-то особого знания.



Малявин Владимир Вячеславович

доктор исторических наук

Комментарии

Добавить комментарий
Orientalia
Rossica
Российское
Востоковедение
XXI века
@ 2021 Orientalia Rossica
Политика кофеденциальности