Источник:

О чем молчат старинные корейские пейзажи?

04.07.2021

  Пейзажи эпохи Чосон (1392–1897) не могут похвастаться популярностью среди широкого зрителя, как русская пейзажная живопись, например. Для современного корейца живопись эпохи Чосон – тайна, покрытая мраком. Пейзажи выполнены на потемневших свитках или альбомных листах, написаны плоскостно в черно-белой палитре. Требуют внимания и усердия от зрителя, так как и рассмотреть написанное не всегда просто. Внимательный и увлеченный корейский зритель разглядит постройки, фигурки людей на фоне гор и вод и, скорее всего, поймет пейзаж как изображение человека, существующего в гармонии с природой. Западный же зритель предпочтет яркую живопись народных корейских художников минхва, где больше красок и жизни.
  Пейзажи при этом таят в себе послания, из которых можно узнать об особенностях миропонимания, чаяниях и мечтах корейской элиты, так как пейзаж в Чосон служил своего рода социальным перформансом элиты. Раскроем этот тезис на примере произведения художника Кёмчжэ Чон Сона (1676–1759), известного отечественному читателю, благодаря текстам Л.И. Киреевой, Ю.И. Гутаревой, Е.А. Хохловой.
  Кёмчжэ Чон Сон считается пионером пейзажа «подлинного вида» чингён сансухва. Художник посвятил большую часть своего творчества изображению корейских ландшафтов, а не копированию китайских пейзажей, как это было принято на протяжении столетий в Корее. Что заставило художника начать писать корейскую природу? И что хотел художник сказать своими произведениями? Это самые востребованные вопросы в современном южнокорейском искусствознании. Существует несколько теорий. 
  Разберем теории на примере произведения «Мост тысячи потоков» 1711 года. По берегам горной реки расположены путешественники в компании слуг и буддийских монахов. В нижнем правом углу стоят кони, сопровождающий обслуживающий персонал словно обсуждает дальнейшее восхождения в горы. В левом углу группа буддийских монахов отдыхает рядом с паланкинами, на которых они поднимают в горы путешественников. Слуга несет на подносе угощения. В центре двое аристократов-путешественников сидя беседуют, еще двое стоят спиной друг другу, словно захваченные пейзажем удивительной красоты. Согласно первой теории, мы видим героев-аристократов, которые испытывая гордость за родную страну, поднялись в горы, чтобы насладиться корейской природой и не мечтать больше о китайских пейзажах, ведь Корея стала центром мира. Согласно такой теории, Чон Сон был сторонником идеи о том, что после падения могущественной династии Мин под натиском варваров, Корея взяла на себя миссию сохранения конфуцианской цивилизации. И для части корейской элиты Корея центром мира, поэтому в искусстве, в том числе в пейзажах, начали воспевать свое родное, корейское. Патриот Чон Сон изображал красоту корейской природы и путешественников, восхищающихся красотами родных гор. 
  Вторая теория не делает из Чон Сона народного героя, а показывается, что художник выполнял заказы своих меценатов, увлеченных китайской поэзией и путевыми дневниками, которые китайские интеллектуалы создавали во время путешествий в горы. Меценаты Чон Сона вдохновившись китайскими произведениями, начали совершать восхождения в горы, описывать полученные впечатлений в стихах, а Чон Сон запечатлевал для них увиденные захватывающие дух виды. То есть пейзажи Чон Сона – это иллюстрации к путевым заметкам и дневникам интеллектуальной элиты первой половины XVIII в. И на данном произведении мы видим путешественников-представителей высшей знати, которые вдохновленные китайскими дневниками о восхождения в горы, сами поднялись в горы, чтобы испытать эмоциональный прорыв и описать свои ощущения в поэзии и живописи.
  Согласно третьей теории, Чон Сон писал корейскую природу, будучи приверженцем движения за реальные науки сирхак, и создавал корейские пейзажи из соображений, схожих с идеями европейских художников-реалистов. И в данном произведении художник запечатлел сцену отдыха путешественников во время восхождения в горы. 
 Согласно четвертой теории, произведение Чон Сона служит заявлением о привилегированности, превосходстве и статусе изображенных героев. Путешествие в горы во времена художника было занятием дорогостоящим и требовало немало времени. Комфортное путешествие с носильщиками и слугами себе могли позволить только очень богатые люди. Восхождение в горы представители элиты совершали с целью познать закон мироздания, избавиться от недостойных желаний, в которых погрязли жители городов. Так элита пыталась подчеркнуть свой статус и превосходство во времена, когда статус аристократа продавался и покупался. Чон Сон запечатлел аристократов, которые хотели подчеркнуть свою избранность, провести черту между нуворишами и истинными аристократами-конфуцианцами. 
  Одно произведение художника – несколько трактовок. Пейзажи эпохи Чосон, как европейские пейзажами, в меньшей степени рассказывают о природе, а больше о статусе и чаяниях заказчика. Умеющему понимать их язык, они поведают много захватывающего о временах, людях и нравах. 

Кёмчжэ Чон Сон. Мост тысячи потоков из альбома «Горы Пунак в год Синмё». 1711. Шелк, тушь, краски. 36х37.4 см.  Государственный музей РК, Сеул

Хохлова Елена Анатольевна

кандидат искусствоведения доцент

Комментарии

Добавить комментарий
Orientalia
Rossica
Российское
Востоковедение
XXI века
@ 2021 Orientalia Rossica
Политика кофеденциальности